The Mars Volta
Еще до того как уйти из "At the Drive-In" Седрик Бикслер-Завала и Омар Родригес-Лопес параллельно работали в проекте "DeFacto" вместе с аудиотехником Джереми Майклом Уордом. Группа играла смесь даба, рэгги, латино и джаза, а обязанности в ней распределялись следующим образом: Седрик заведовал барабанами, Омар бренчал на басу, а Уорд являлся главнокомандующим по звуковым эффектам. Поначалу команда работала в родном Эль Пасо, но после выпуска первого альбома перебралась в Калифорнию. Там к коллективу присоединился клавишник Исайя "Айки" Оуэнс, чьи новаторские идеи добавили "DeFacto" некоторую порцию популярности.
В 2001 году "At the Drive-In" распались и Седрик с Омаром решили на основе "DF" сделать новый проект с уклоном в прогрессив. Вскоре в команде появилась басистка Ева Гарднер, Родригес переключился на гитару, а свежеиспеченная формация получила название "The Mars Volta". Чуть позже Седрик уступил ударную установку Джону Теодору, а сам сосредоточился на микрофоне.
В 2001-м группа вместе с продюсером Алексом Ньюпортом подготовила свою первую демку, а на следующий год с его же участием записала EP "Tremulant". В поддержку диска "Mars Volta" отыграли серию концертов (в это время Еву сменил Ральф Джессо), а после занялись материалом для дебютной полнометражки. Спродюсированный Риком Рубином, "De-Loused In The Comatorium" представлял собой концептуальную работу. Тема альбома содержала историю торчка по кличке "Cerpin Taxt", пролежавшего в наркотической коме несколько лет и окончившего жизнь самоубийством по выходе из нее. Во время сессий постоянного басиста у группы не было, и "марсиан" выручил Фли из "Red Hot Chili Peppers".
"De-Loused In The Comatorium" имел солидный успех и попал в целый ряд списков "Best of the Year". Даже при том, что промоушеном никто особо не занимался, тираж диска составил полмиллиона экземпляров. Триумф "Mars Volta" был омрачен гибелью Джереми Уорда, скончавшегося от передозировки героина 25 мая 2003 года. Первый же сингл с "De-Loused" музыканты посвятили памяти ушедшего товарища, а оставшуюся часть тура с "Red Hot Chili Peppers" пришлось отменить.
Оправившись от удара, команда возобновила деятельность и начала работу над вторым альбомом. К этому времени состав пополнился бас-гитаристом Хуаном Альдерете Де Ла Пена и перкуссионистом Марселем Родригесом-Лопесом, братом Омара. Вышедший в марте 2005-го "Frances The Mute" имел еще больший коммерческий успех, чем его предшественник. Альбом дебютировал в "Billboard" под номером четыре, а его тираж только за первую неделю составил 123000 копий. Надо сказать, что львиную долю популярности этой работы составила радиоформатная композиция "The Widow", подхваченная многими американскими станциями.
В середине последующего тура к "Mars Volta" присоединился бывший участник "At the Drive-In" и "Sparta" Пабло Хинохос-Гонсалес, ставший "звуковым манипулятором" вместо Уорда. Лето 2005-го коллектив провел на гастролях в компании с "System Of A Down", а осенью вышел концертник "Scabdates". Первую половину 2006 года группа потратила на подготовку третьего студийника, а незадолго до его выхода Теодора сменил бывший участник "Laddio Bolocko" и "Dazzling Killmen" Блэйк Флеминг.