Radiohead
Том Йорк — вокал, гитара
Эд О’Брайан — гитара
Джонни Гринвуд — гитара
Колин Гринвуд — бас-гитара
Фил Селуэй — ударные
Все началось с того, что в детстве мама Тома Йорка подарила ему гитару. В 14 лет Том сидел часами в музыкальных классах где пел и играл. Там же был его будущий собрат по группе Коллин Гринвуд. Они оба входили в школьную панк-группу TNT. После распада TNT была сформирована новая группа On A Friday, в которой были еще Эд О’Брайен и Фил Сэлуэй, которого взяли только потому что у него была ударная установка. Брат Коллина Джони тоже хотел участвовать в группе. Но был мал, хотя и талантлив.
Музыканты Radiohead познакомились еще в колледже. Группа репетировала по пятницам, поэтому первое название родилось само собой — On A Friday. Таскать на репетиции проигрыватель, чтобы снимать партии инструментов, было делом утомительным, и Йорк с Гринвудом украли в его магазине радиотоваров (уже став знаменитостями, музыканты вернули проигрыватель). On A Friday — и впоследствии Radiohead — в качестве модели творчества избрали стилистику таких групп, как Joy Division и Magazine, ощущается в их музыке и влияние Элвиса Костелло, а также легендарных Yardbirds.
Группа дебютировала в 1987 году в Оксфорде. Одним из самых серьезных препятствием стало негативное отношение к группе родителей, которые хотели, чтобы их сыновья продолжали образование.
В 1987 году, когда им было примерно по 35 лет, два бывших члена группы Aerial FX Крис Хаффорд и Брюс Эдж стали партнерами по бизнесу и решили организовать студию Courtyard.
К 1990 году у них появились проблемы и студия оказалась на грани банкротства. Им пришлось сдавать помещение в аренду. Только контракт с местной группой Slowdive спас положение. Однажды Джон Батчер близкий друг ассистента Криса пришел в студию Courtyard с демо-лентой, на которой было записано все, что сделали одноклассники Джона Том Йорк и Колин Гринвуд. «На ней не чувствуется группы», сказал Хаффорд после первого прослушивания On A Friday. «Есть хорошие мелодии, но все они были явно не оригинальны». Он проигнорировал бы ее, если не было бы пятнадцатой песни. «Это была странная танцевальная мелодия». Я спросил нет ли у них чего-нибудь в этом роде. Через шесть месяцев Джон принес другую ленту с Stop Whispering и What’s That You Say On It. Это были великолепные песни. Появилась индивидуальность".
Пришло время решать будет ли On A Friday существовать и дальше. Когда Хаффорд проявил интерес к новой ленте, они пригласили его на концерт. Джон Харрис вспоминает оксфордскую музыкальную общественность того времени: «Были разные группы вроде Ride, Slowdive, Swervedriver и 5.30. Был музыкальный магазин Manic Hedgehog и журнал Curfew, который достаточно рано поместил на обложке фото On A Friday. Был бар The New Inn, где собирались команды». Харрис заитересовался On A Friday раньше, чем увидел их. «Эд присылал мне кучу писем вроде „Я в этой группе, приходи и послушай нас“, но я игнорировал их».
Хаффорд пришел на концерт. «Я был потрясен.Во всех местных группах не было ни исполнителей, ни солистов, но Том был просто великолепен. Отличные песни с мощной энергией трех гитар. Я сразу же решил работать с ними. Я был восхищен.» В то время бывший музыкант из Gloucester заканчивал работать в EMI records. Кейт Возенкрофт получил временную работу на A&R. Во время визита в Оксфорд, он поговорил к Колином. «Вы должны подписать с нами контракт», сказал Колин, вручая ему демо. Под впечатлением ленты Кейт пошел на концерт в оксфордском парке. «Там не было никого кроме их подруг, но они играли здорово. Я запомнил их и поддерживал с ними контакт в течении нескольких месяцев». Джон Броун послал то же самое демо Чарли Миатту на ITB с рекомендациями. «Я приехал и посетил их сарай», говорит Миатт, «Мне они понравились, и я организовал им концерты».
On A Friday были первыми кого Кейт Возенкрофт представил боссу EMI A&R Нику Гэтфилду. Крис и Брюс, подписывавшие раньше контракт с EMI, тоже связались с ними. Когда команда EMI собралась на Jericho Tavern Show, оказалось, что присутствуют почти все. «Так как я впервые выступал в такой роли, мне не хотелось, чтобы группа подписала контракт с кем-то другим», вспоминает Кейт. On A Friday подписали контракт с EMI. Было логичным то, что Крис Хаффорд и Брюс Эдж стали менеджерами группы. К тому времени были написаны Prove Yourself, Thinking About You и I Can’t — которые позже появились на «Pablo Honey» — и песня под названием Phillipa Chiken. Хотя Харрис положительно отозвался о группе, он не был полностью удовлетворен. «Они выглядели ужасно. Том носил коричневый джемпер, был коротко пострижен и казался очень маленьким. В плане музыки все было отлично, правда они еще не определились со стилем.» Критике похоже не нравилось их название, оно было слишком обычным. Они решили поменять его на название песни с альбома Talking Head «True Stories» — Radio Head. Дебютным релизом группы стала Drill EP, на которой было записано четыре песни. Она вышла в марте 1992 года с заглавной песней Prove Yourself и заняла 101 место в британских чартах.
Пришло время подыскивать новых продюсеров. В это време в Британии были Пол Колдери и Шон Слейд. Ник Гэтфилд дал им послушать Stop Whispering. Им понравилось, и они стали продюсировать следующий сингл Inside My Head and Lrgee. Говорит Колдери: «Эти песни были выбраны Parlophone, и я не думаю, что группе они нравились больше других. Inside My Head не очень мелодична. А однажды на репетиции они сыграли другую песню, которую, как я думал, написали они. Когда они закончили, Том пробормотал что-то вроде, „Это песня Скотта Уолкера.“ Сейчас я знаю Скотта, но сколько же альбомов я пропустил и мог пропустить. Когда мы расходились, Шон сказал, „Жаль, что их самая лучшая песня — кавер“. Это был — Creep. Запись была тяжелой, никому не нравилось, что записывалось на ленту. Колдери предложил записать песню Скотта Уолкера. Группа записала одну пробу. „Под конец все затихло, а потом грянули аплодисменты. Раньше я такого не видел. Я дал прослушать ленту Кейту, и тот сказал, чтобы мы над ней поработали“, говорит Пол. Джонни пытался испортить песню, которая ему не нравилась, своими гитарными надрывами. „Джонни в конце играл на пианино, и это было величественно. Все, кто слушал Creep, фанатели“, говорит Колдери. Pablo Honey записали за три недели. В сентябре 1992 года вышел Creep, а выпуск альбома было решено отложить до следующего года.
Выход Creep остался незамеченным. Шесть тысяч проданных копий обеспечили сингл 78 место в британских чартах. Хаффорд говорит, что он не был огорчен. „Мы с Брюсом всегда пытались быть реалистами. Мы надеялись, что Creep будет суперхитом, в то же время он входил в нашу концепцию, где нужно быть в данный момент. Гигантский успех мог помешать группе, а им нужно было окрепнуть и понять, как все работает“.
Группе преподали урок на Рождество 1992 года. Это сделал журнал NME, поместив ругательную рецензию на открытие группой концерта в London’s Smashed Club. Это была первая иллюстрированная публикация о группе. Четырьмя самыми плохими снимками Тома Йорка, которые когда-либо появлялись в печати начиналась статья опускавшая их музыку и глумившаяся над слушателями, называвшая группу ’вычурной дальше некуда’ и заканчивавшаяся следующим утверждением: „Radiohead — это жалкое подобие рок-группы.“
Эта рецензия положила начало проблемам с музыкальной прессой. Когда наконец-то вышел Pablo Honey, критики были слишком заняты восхвалением групп типа The Auteurs. Небольшая статья в Melody Maker, совпавшая с выходом альбома и третьего сингла Anyone Can Play Guitar, говорит будто группа убегает прочь в приступе неудержимого хохота, завидев кого-нибудь в футболке Radiohead. Когда Тома спросили, хочет ли он быть поп-звездой, тот начал издеваться: „Ха.Посмотри на нас. Мы же жалкое подобие рок- группы! Мы можем смело смотреть правде в лицо и продолжать дальше в том же духе.“
В то же время радиостанция из Сан-Франциско назвала Creep лучшей песней года. Live 105 была одной из тех радиостанций, которая продвигала в Штатах Duran Duran, Depeche Mode и A Flock Of Seagulls. Один из ведущих нашел Creep и ставил ее после экстраординарных звонков. Песня быстро перекочевала на лос-анжелесскую KROQ и другие радиостанции Западного Побережья.
Американское отделение EMI поняло, что это потенциальный хит. Скоро Radiohead поняли, что значит быть хитовой группой. Бакстер вспоминает кошмарное турне по Штатам: «В 8 утра завтрак с организаторами турне, в час ланч с 55 сплетниками, с интервью во время него, в 7 ужин с журналистами, короче работа до двух ночи. 16–18 часов без перерыва. Я бы не выдержал, но они справились. Тогда я подумал, что больше не позволю делать такое своим группам.» Сингл поднялся в Америке до 34 места, а Pablo Honey стал золотым. Через год Creep был переиздан в Англии и занял там 7 место. «Мы собрались, чтобы писать песни и быть музыкантами, но потратили целый год на турне. Мы чувствовали себя статистами, потому что не могли сделать ничего нового», говорит Джонни.
Группа решила работать над вторым альбомом с Джоном Леки. Он восхищался вокалом и тремя гитарами, но не был фанатом Pablo Honey («Слишком шумный»). Тень Creep сильно мешала работе над альбомом, так как все ждали чего-то подобного. «Мы предпочли сделать ставку на Sulk, The Bends, Nice Dream или Just», вспоминает Леки. «Мы уделили им особое внимание, отшлифовав каждый звук. Мы очень старались». Когда работа над новым альбомом была закончена, вышел первый сингл My Iron Lung (на сингле записана концертная версия) ставший 23. Люди не знали Radiohead, но знали Creep. В Штатах The Bends приняли не так как предыдущий альбом. Это не американский, но и не английский альбом. Создается впечатление, что группа «не принадлежит никакой стране».
Выход пластинки «The Bends» совпал с турне Radiohead по Великобритании, во время которого они открывали концерты R. E. M. Выпущенный одновременно с диском сингл «Planet Telex» / «High And Dry» вошел в Top 10, а сам альбом через неделю после выхода был уже в Тор 20. Специалисты высоко оценили новую работу Radiohead, хотя в композиции «My Iron Lung» некоторые усмотрели заимствования из «битловской» «Dear Prudence». Несомненно, что Йорк сейчас один из лучших молодых текстовиков Англии, а младший Гринвуд со временем сможет претендовать на звание гитариста-виртуоза. Любители рока могут убедиться в этом, посмотрев выпущенный недавно видеофильм концерта Radiohead в лондонской «Астории» («The Astoria London Live», фирма PMI, 68 мин.).
Записанный через год OK Computer стал результатом борьбы за совершенствование методов работы. Им понравилась работать с инженером Найджелом Гадричем, который участвовал при записи Black Star (The Bends) и Lucky (для благотворительного альбома HELP), и они попросили его сделать им собственную студию. Они решили сначала отточить песни при игре живьем перед записью. Между выпуском The Bends в марте 1995 года и окончанием работы над OK Computer Radiohead были в турне по Америке не меньше, чем пять раз. Новый материал Radiohead был представлен во время американского тура с Аланис Мориссет. Их звукозаписывающая компания Capitol была восхищена тем, что услышала. 23 мая 1997 года в Барселоне состоялась официальная презентация альбома. Этот альбом еще раз доказал стремление группы к необычному звучанию. Основными хитами стали Paranoid Android и Karma Police, хотя можно выделить и такие песни, как энергичный Electioneering и грустный, меланхоличный Subterranean Homesick Alien…
Источник: ultraAge